Главная » Пресса » 2017 » Валерий Меладзе отвечает на вопросы TheQuestion

Валерий Меладзе отвечает на вопросы TheQuestion

Как вы относитесь к тому, чтобы маленькие дети участвовали в таких телевизионных конкурсах, как «Голос. Дети» ?

Несмотря на то, что я согласился быть наставником шоу «Голос. Дети», я по-прежнему придерживаюсь мнения, что до 20 лет человека нельзя выпускать на сцену. Потому что это очень серьезная психологическая нагрузка. Если спорт развивает человека физически и никак не ломает ментальное здоровье, то сцена может оказать на нее самое негативное влияние. Любая слава (как и власть, как и богатство) — испытания одного рода. Все это подрывает неокрепшую детскую психику. И если молодой человек до 18 лет вкусит всю силу воздействия славы, то куда ему стремиться дальше? Это очень опасный момент, потому что в нашей профессии за взлетом может последовать падение. И не каждый способен это пережить.

Но если мы говорим о детском «Голосе», это не такой уж длительный процесс. Мне кажется, что реальная жизнь, школа, родители способны компенсировать мощный поток известности, которая вдруг появляется у ребенка после участия в таком шоу. Здесь они понимают, что известность — это не миг, мгновение или случай. Известность — это серьезный целенаправленный труд. Дети на «Голосе» безумно талантливы, но талант — дело такое… Он работает только в синергии с другими составляющими. Для того чтобы стать известным, нужно, независимо от победы в «Голосе», уметь работать в команде. Каким бы человек талантливым ни был, обязанности должны распределяться. Пока ребенок поет, кто-то должен его оберегать и временами «возвращать на землю». При этом самая большая ошибка родителей — создавать для маленькой «звезды» тепличные условия. Чем бы ребенок ни занимался, он должен оставаться обыкновенным мальчиком или обыкновенной девочкой.

Как должен действовать начинающий музыкант, чтобы его заметили?

Засыпать и просыпаться с мыслью о своем деле. Обязательно планировать каждый следующий шаг: мечта мечтой, но к ней нужно сначала прийти. Мечта — это нечто эфемерное. Мы с моим братом, композитором Костей Меладзе когда-то, живя в провинции, не имели денег даже на нормальную одежду. Только закончили учиться, работа не приносила нам никаких денег, в стране все разваливалось. В тот момент мечтать о карьере музыканта — совершеннейший идиотизм. Но мы ежедневно собирались: Костя писал музыку, я учил песни. Мы разрабатывали огромный ресурс, отделяли зерна от плевел: это был планомерный, кропотливый труд. Мы записывали песни на какие-то магнитофоны, отправляли в студии.

Вопреки стереотипам, в этой профессии не бывает скачков. Просто количество в какой-то момент переходит в качество. Почему сейчас столько плохих клипов и музыки? Потому что в шоу-бизнесе нет системы, один хаос. Какие-то люди приходят к разным профессионалам: один пишет песню, другой ее аранжирует, третий записывает, четвертый снимается клип — не понятно, о чем. Все работают разрозненно и без царя в голове. Такое количество никак не перейдет в качество.

Мне кажется, хороший пример для начинающих музыкантов — моя коллега по шоу «Голос» Нюша. Многие годы она пишет себе песни, занимается музыкой. Если начать говорить с ней о современной музыкальной индустрии, то вы очень быстро обнаружите, что она просто энциклопедия. И тут ты понимаешь, что это не случайный человек. Она знает, что делает, хотя совсем молода. Все, кто ярко выстреливают в музыке — люди неслучайные. Чтобы добиться успеха, музыкант должен создавать свою историю. Без обмана.

Слушаете ли вы современную музыку? Кому из молодых музыкантов можете отдать свое предпочтение?

Я мог бы отметить группу «Грибы» как удачный пример очень качественной работы. За ними работает серьезная команда, и они сами талантливы. Они прекрасно знают, что делают. Они создали определенную историю. Первый раз слушаешь — кажется идиотизмом, во второе и третье — уже прикольно. У них очень правильно выстроенный пиар. Если бы они 10 раз не попались мне там, где я даже не мог ожидать, я бы подумал, что это случайная группа. Но теперь совершенно очевидно, что у «Грибов» придуманная история. Они со всех сторон долбят по нашему сознанию, и мы теперь их воспринимаем как творческую единицу, которая выходит из Интернета на официальные платформы. У «Грибов» есть юмор, который указывает на более высокий интеллектуальный уровень, чем у обычных групп, поющих о любви.

Сложно ли быть наставником шоу «Голос. Дети»?

Это очень интересно. Как показали мои собственные наблюдения, некоторые дети именно до пяти лет обладают совершенно уникальным голосом. Не знаю, как это объяснить — иногда кажется, что это реинкарнация, словно они вспоминают то, кем были в прошлой жизни и могут настолько хорошо отразить некогда увиденное или услышанное. А потом, между шестью и десятью годами они как будто учатся петь с нуля. Все это чрезвычайно интересно наблюдать и исследовать.

Но я, в первую очередь, я просто стараюсь быть с ними нормальным человеком. Дети очень быстро копируют твое поведение. Первое правило: никаких звездных замашек, все максимально прилично. Второе: по мере возможностей я стараюсь своих подопечных воспитывать. Это проявляется в большей степени по отношению к мальчикам. Делаю им замечания, рассказываю, кто должен первым подать руку, как нужно себя вести, старших нельзя перебивать, переигрывать не надо ни на сцене, ни в жизни. В любом случае, главное — это личный пример.

Вашему последнему студийному альбому в этом году исполнится 9 лет. Почему вы не записываете новые?

Это осознанное решение. Отчасти, на него влияет специфика нашего времени — все уходит в Интернет, люди больше не покупают альбомы, поэтому выгоднее выпускать синглы. В идеале, песню нужно раскрутить на каналах и радиостанциях. Нужен минимум год, чтобы песня дошла до слуха тех людей, которые обычно приходят на концерты. Поэтому звукозаписывающие компании не заинтересованы в выпуске целого альбома: они выжимают из каждой песни по максимуму через сборники. Сейчас все действительно ушло в Интернет, носители никто не покупает, музыку только скачивают. Это и есть основная причина, а вовсе не то, что мы не можем сделать новый альбом.

Во-вторых, этот вопрос сам по себе противоречивый. Сначала спрашивают, когда новый альбом, а потом возмущаются, что ты на концертах выдаешь новые песни вместо любимых хитов. Если я заменю большую часть концерта на новые песни, то многим зрителям станет неинтересно: они хотят слышать то, что знают долгие годы.

Что бы вы изменили в современной российской эстраде?

Скажу откровенно, я всегда (даже когда был мальчишкой) очень избирательно слушал российскую эстраду. Ее общий фон всегда был такой… странноватый. Сначала идеологически, потом с точки зрения музыки и вкуса. Когда я сегодня смотрю музыкальные каналы, то понимаю, что там идет битва на уровне, который мне просто не интересен. Не потому, что я сноб, не потому, что я рассуждаю как человек, недовольно ворчащий на младшее поколение. Ведь действительно все плохо!

Что касается улучшения эстрады, то я бы сократил количество премий, потому что наша сцена того не стоит. Я бы хотел больше креатива, чтобы исполнители были не похожи друг на друга. Потому что сейчас время шаблонов: один человек что-то придумывает, а все остальные за ним подсматривают. У даже больше претензий не к самой эстраде, а к общему состоянию нынешнего шоу-бизнеса: не хватает композиторов и продюсеров, способных найти такую команду, которая создаст что-то яркое. Большинство продюсеров — это либо чьи-то мужья, которые в музыке ни черта не понимают, либо люди, которые просто неплохо умеют считать деньги. Это менеджеры, а настоящий продюсер — это создатель.

У нас нет системы. Большинство артистов ходит впотьмах, ищет хоть что-нибудь. Когда снимается клип новому артисту, многие не совсем разумные продюсеры и режиссеры снимают некую историю с полутонами и тенями, и мы не можем и лица рассмотреть. Не зацепиться за индивидуальность. Это в 1979 году достаточно было показать человека в «Песне года» — и он становился звездой со следующего дня. Два раза показали — суперзвезда. Сейчас нужно непрерывно бить и бить в одну точку, а этого никто не делает.

Если у ребенка есть явный талант к чему-либо, должны ли родители заставлять его заниматься именно этим?

Это очень сложный вопрос. Если сейчас задать его в соцсетях, то мнения точно разделятся пополам. Лично я думаю, есть определенная грань, за которую родители не должны заходить. Ее трудно сформулировать. Главное, что они должны обеспечить ребенку — это правильное воспитание, нормальное образование и, самое главное, здоровую психику. Однозначно, родители вообще не должны давить на детей, кроме тех случаев, когда ребенок безобразно себя ведет.

С другой стороны, исходя из своего личного опыта (у меня пятеро детей), я понимаю: если не держать ребенка в форме и время от времени не бодрить его, он может скатиться по учебе. Как я в свое время. На свете мало детей, которые знают, что им нужно делать в жизни. Бог дал им родителей, чтобы они направляли, но не давили. Постоянно заставлять ребенка что-то делать и думать за него — большая психическая проблема родителей, которая впоследствии станет проблемой ребенка.

Поэтому мы в «Голосе» стараемся отделять родителей от репетиций: мне однажды пришлось сделать одной маме замечание, когда на большой репетиции она показывала своему сына, как нужно себя вести на сцене. Выглядело это глупо. Я многократно менял собственные мечты по поводу того, кем я хочу быть. Разным возрастам свойственны различные мечты. Ребёнку нужно позволить сделать выбор самостоятельно.

© thequestion.ru