Главная » Пресса » 2013 » Люди хотят слышать то, что они знают

Люди хотят слышать то, что они знают

Интервью с Валерием Меладзе проходило в здании «Ритм Блюз Кафе», чей цветастый фасад представляет собой массивный коллаж из портретов и названий всей рок- и поп- классики 60-х, 70-х и 80-х. Внутренний антураж заведения выполнен соответствующе — пластинки, музыкальные инструменты, вырезки из изданий того времени. Впрочем, когда начинаешь говорить с Валерием, понимаешь, что он не зря является одним из основателей этого заведения — нить разговора постоянно приводила к обсуждению тех или иных знаковых для мировой музыки групп.

И чаще всего, что самое удивительное, вспоминались Pink Floyd, которые явно являются любимой группой Валерия. В этом может показаться некий сюр, но, тем не менее, факт остается фактом. Валерий, к тому же, оказался приятным собеседником, которого не сложно было разговорить.

Вам предстоит сольный концерт «20 историй о любви» в Крокусе. Что привело к идее выступления с оркестром, и связано ли это с 20-летним юбилеем начала вашей сольной карьеры?

— Что касается двадцатилетия. Мы с Костей всегда смотрели только вперёд, никогда не справляли ни творческих юбилеев, ни каких-то своих, жизненных, связанных с нашим возрастом. Может быть, когда стукнет 50, и справим. Но пока у нас намеренно юбилейные события не получались. И я предлагал несколько раз, существует ведь такая форма обращения на себя внимания. «Группе Руки Вверх! — 15 лет», или Иванушки, и при этом я все равно воспринимаю их как молодежную команду. Да и смотря как считать, ведь музыкой мы начали заниматься примерно в 87 году, в рамках института ещё, а профессионально первый диск записали в 90-м. Непонятна точка отсчета, от которой считать определенный юбилей, да и не нужна она. Если живешь сегодняшним днем, если по-прежнему актуален, то это намного важнее.

Ну, публика на вас и так ходит.

— К счастью, да. Что самое приятное, её возрастной срез со временем не сильно изменился, она не взрослеет вместе со мной. А 20 песен выбраны просто актуальные, подходящие. Какое-то количество старых — не очень много, песни последних лет, а также совсем свежие. Решение сыграть с оркестром связано с тем, что в даже самых первых аранжировках Кости изначально предполагались партии струнных инструментов, вообще оркестра. Но в записи это были какие-то сэмплерные звуки, как вынужденная мера. Все равно лучше, чем с реальным оркестром это не прозвучит. К слову, со мной на гастроли уже много лет ездит инструментальный квартет, которые добавляет выступлению живого дыхания.

Да, видел на одном из корпоративов, что меня приятно удивило.

— Спасибо. Я лучше буду хрипеть, но работать живьём. Многие смеются над понятием «энергетика», но я понял, что энергетика иногда важнее правильного состояния связок. Бывает иногда подсел голос, или ещё что. Но, в любом случае, надо попытаться «раскачать». Как говорит Иван Дорн (смеясь) «Иван Дорн не качает бицепсы, а качает танцпол».

Дорн ныне горячая тема

— Да, и он действительно качает. Любой артист должен по своему «качать», быть немножко шаманом…

Ну Дорн, кстати, в этом плане несколько халявит — играет группа живьём, но втроём, без ритм-секции. А их музыка явно предполагает живые бас и барабаны.

— Очень многие музыканты тяжело переходят из студии к живому полноценному концерту. Первые годы мне многие профессионалы говорили — вы живьем вообще по-другому звучите! Возьмите электронные барабаны, ритм-секция сильно меняет звук! Но я считаю, что живьём мы звучим лучше. Может не так чисто и рафинированно как на записи, но честнее. И вот мы сделали один концерт, который был показан по телевидению в прошлом году («Небеса» — прим.ред.) — вот мы там ничего не расчищали и не переписывали. И по телевизору это все звучало достаточно необычно.

Да вот и на юбилейном концерте Виа Гры был живой звук, и его тоже показывали по ТВ.

— Девчонок часто воспринимают как группу гламурно-фанерную, а, между тем, они на совесть выступают живьем. Очень часто думают, что если люди играют не условно «рок», то они обязательно фанерщики. А поп-музыка и халтура — это не синонимы (улыбается). Поверьте мне, несмотря на то, что я не смотрю назад, эти прошедшие 15 или 20 лет люди бы не ходили на мои концерты, если бы там была халтура. Стоит артисту нагадить в любом, даже в маленьком городе, один раз, и лет пять ему там точно нечего делать. Будут вспоминать. Особенно, как раз-таки, в маленьких городах. И говорить «Халтурил, сволочь!» (смеётся). Ни в маленьких, ни в больших городах халтурить нельзя, иначе туда будет стыдно вернуться. И даже вернуться не сможешь — на тебя просто билеты не купят.

В прошлом интервью Звукам вы говорили, что время альбомов ушло. Тем не менее, ваш коллега по цеху Григорий Лепс постоянно выпускает как альбомы, так и сборники. И на физических носителях, и в iTunes он постоянно в топе. Почему же от вас так долго нет релиза? Ведь коммерческая выгода от него, получается, какая-никакая, но есть?

— В поп-музыке, увы, мы находимся в неких рамках… Невостребованным сейчас получается такое количество музыки. Вот Гриша Лепс сколько выпустил альбомов?

Ну раз в два года точно выпускает, и авторские и кавер-версии Высоцкого, например.

— Высоцкий у Гриши получается офигенно. Я считаю, что Высоцкого у нас могут петь только Гриша и Гарик Сукачев, остальные вторичны.

Тем не менее, возвращаясь к вопросу альбомов, у Лепса они всё-таки выходят.

— В своё время у нас тоже выходил альбом ежегодно. Сейчас это, во-первых, тяжело. Гриша молодец — я его уважаю и как человека, и как музыканта. Его долгое время относили к шансону, а сейчас он скорее играет рок, там от шансона ничего не осталось практически. И слава Богу. Да и вообще шансон сейчас ушёл от блатняка, зоновской тематики и стал такой крепкой, доступной для слушателя песней. Такая многим, как оказалось, нужна. А мы, думаю, альбом всё-таки выпустим к осени. Материала за последние годы уже поднабралось, но Костя хочет сесть и добить пластинку до конца. Его отвлекали различные телевизионные шоу, он, кстати, достаточно много музыки к фильмам написал. Сейчас сделал сумасшедшую музыку для нового фильма Валерия Тодоровского, про киношников шестидесятых, с оркестром, она исключительно стилизованно под те времена звучит. Я не настаиваю, чтобы он для меня срочно написал как можно больше песен. Более того, для меня действительно является проблемой выбор репертуара. У меня так много песен, которые до сих пор так востребованы у слушателя, что я не могу их убирать из программы. Что касается частных, закрытых концертов то они вообще практически по заявкам — что просят, то я и пою. Что касается сольника в большом зале — я все равно даю свободу зрителям выбрать то, что они хотят услышать. И вот, чтобы взять и пол-концерта поменять на новые песни… Иногда даже есть желание вернуться к какой-то крупной форме, первое отделение сделать что то вроде сюиты, рок-оперы.

А публика ваша к этому готова?

— Смотря в какую форму по содержанию это облачить. Сейчас настолько много музыкальной информации и настолько мало каналов её распространения. Конечно, есть YouTube, есть мои песни, которые набрали по 7-8 миллионов просмотров, и это конкурирует с серьезной ротацией. Но всё равно, чтобы раскрутить песню иногда не хватает даже полугода. Как же я раскручу целый альбом? Не говоря уже о сюите минут на 40. Люди хотят слышать то, что они знают.

Вы в своё время довольно стремительно ворвались на небосклон шоу-бизнеса. Думаете, в современных реалиях удался бы вам такой взлёт.

— Я думаю, что сейчас было бы легче. Тогда было такое ощущение, что талантливые люди культивировались намного больше чем сейчас. В нашей стране всегда многое значили лояльность и принадлежность к кому-то. И по сей день нас делят, даже состоявшихся артистов. То ли ты с Первым каналом, то ли с Россией, то ли там, то ли там. А с другой стороны — включаешь новогодние программы, а там на всех каналах одни и те же артисты, почти в той же одежде, почти с теми же песнями, ну тоже черт знает что, в одинаковом формате. Тоже не совсем как-то правильно. А молодых совсем стараются дербанить — ты или только с ними, или только с нами.

Когда мы начинали, у нас всё-таки был целый, хитовый альбом. И сейчас бы, думаю, нас бы подхватило. Тот же Дорн, недавно стартовавший, ведь талантливый же парень? Кому-то не нравится форма, в которой он всё преподносит, но содержание в нем есть. Он отвязный, а чтобы быть отвязным, надо быть талантливым. Замечу также, что сейчас пробиваются и музыканты взрослые. Тот же Лепс долгое время шел-шел к этому, и он сейчас просто номер один. Те же Ваенга и Михайлов могут кому-то не нравиться, но это — события.

Может быть, простым людям хочется видеть на сцене человека, которому можно поверить. Потому что если на сцене молодая девчонка — это для развлечения. А вот чтобы посидеть-пострадать немножко… Вообще, моя самая большая цель — вызывать у людей какие то ассоциации, эмоции песнями видеорядом, максимум. Ни в коем случае не танцами и прочими визуальными штуками. Танцы должны быть тоже ассоциативными, просто танцующие люди отвлекают. Кому-то это нужно, но не мне. Когда-то был у меня концерт, взяли мы танцгруппу, была у меня в программе песня «Разведи огонь». Я говорил: поставьте мне ритуальный танец, сумасшедший. Не смогли, не получилось. Танец огня, шаманство должно быть. Не можете? Извините, идите вон со сцены. И тогда человек должен сам уметь «раскачать». И люди приходят за этим, за такими эмоциями.

И вот у нас, знаете, что удивительно. Такое ощущение, что молодежь совсем не ходит на концерты. Посмотрите, как в Америке One Direction собирают стадионы. Почему у нас не забиты спортивные комплексы? Не забиты молодежью, которые ходят на молодежные группы, почему?

— Возможно, дело в стоимости билетов?

Ну для того на крупных площадках и играют, чтобы билеты дешевле были.

— Ну, видимо, молодежи и без этого хватает чем заняться, развлечений сейчас в достатке.

У нас, видимо, такой сейчас период — молодежь старается жить индивидуально, сами по себе. Не хочется никому кучковаться. Мы и так, видимо, за 70 с лишним лет так долго кучковались…

Раз уж зашла речь о новых артистах — что думаете о новой генерации музыкальных шоу? Например, нашумевшем «Голосе»?

— Я смотрел «Голос», меня и выступить приглашали, но я раньше договорился с «Битвой хоров», и тут вновь началась эта история канального противостояния. Всё время нас вынуждают принять ту или иную позицию… Надеюсь, наладятся отношения или не наладятся — я, к счастью, от этого уже не очень сильно завишу. А проблема всех этих шоу — причем проблема не шоу, а для участников — создателям программы абсолютно пофигу на то, что будет с её звёздами потом.

А контракт с Universal?

— Да? Давайте посмотрим, что из этого выйдет, и как Universal будет работать. Дай бог, чтобы у девочки всё получилось (имеется в виду победитель шоу Дина Гарипова — прим.ред.), она талантливая, но просто контракт не имеет никакого значения. Нужен человек, который снабдит её песнями — Universal даст ей песни? Universal — тот же потребитель, на его месте легко может быть Первое Музыкальное Издательство, Velvet music — это классные структуры, которые на территории России легко сделают то же, что и Universal — издадут пластинку, промо-акцию проведут, решат вопрос с радиостанциями и телеканалами. Но это всё равно люди, работающие с готовым продуктом. А продукт для начала нужно создать. Эти шоу — хорошие старт, но если бы у этих молодых ребят была та же ситуация, что у меня… Я не говорю, что я такой молодец, ни фига! Мне просто повезло, я ничуть не лучше и не хуже их. Но у меня на старте был готов альбом. А тут шоу заканчивается, и всем становится пофиг на то, что будет дальше. Можно ещё вспомнить «Фабрику Звезд» — после неё артистам ещё надо было долго «отмываться», от того, что это продюсерский, сделанный проект, что они всего лишь куклы в руках кукловода. И многим избавиться от этого «клейма» так и не удалось.

Но «фабрикантам» продюсеры проекта как раз и предоставляли песни!

— Для части участников свобода оказалась важнее. Да и композитор не может писать такое количество песен. Когда он выходит в тираж, он как разряженная батарейка. Бог дал этот талант — он никуда не уходит, но его нужно как то восстанавливать временем и эмоциями… Кстати ни один из композиторов не знает откуда приходит музыка и откуда приходят стихи, ни один поэт ни знает, можете спросить.

Тогда расскажите о том, как всё начиналось у вас.

— Начиналось всё у нас со студенческой группы, но, в первую очередь, начиналось от любви к музыке. Нам это просто нравилось.

Росли в музыкальной среде?

— Нет, родители наши инженеры. Они пели, музыкальные люди были, но никак в этом плане особо не способствовали. Мы ходили в музыкальную школу, но она нам не нравилась. Может быть, и правильно делали — мы получили основу. Вот, к слову, я раньше принимал участия в кастингах, на них все поют песни, которые являются хрестоматийными для музыкальных училищ по всей России. Как правило, это эстрадная классику 70-80-х, в лучшем случае чуть чуть 90-х. Я никогда не мог понять, почему люди поют «Ах эта свадьба-свадьба», или «Эй, моряк», или Уитни Хьюстон (Whitney Houston), или, самое позднее, «Нотр Дам де Пари». Это все, что изучают в училищах от Калининграда до Камчатки — в каждом крупном городе есть институт культуры, или филиал и везде на эстрадно-джазовом учат одному и тому же. Так вот, они с этими стандартами уже лет на 20 отстают. Мне говорили «Забудьте всё, что вы умеете», «Такие ноты нельзя брать, вы сорвёте голос», «Голос надо правильно сформировать!» Со временем, конечно, я научился всё это делать, но зато я не потерял индивидуальность. Получается палка о двух концах — образование, умение правильно дышать, подать воздух — это очень здорово. Но люди загоняются в такие шоры, рамки, из которых им потом тяжело выбираться.

Тем не менее, музыкальная школа, которую мы кое-как закончили, дала нам толчок к развитию. Мы с Костей могли в 4 руки разобрать любую мелодию, но даже мысли не могли себе позволить, что станем музыкантами. Куда там, из провинциального города… Мне казалось, что музыканты — люди с другой планеты. Для этого нужно рождаться в специальной семье, специальном городе… Так мы и поступили в институт, тоже стали инженерами, и все равно нас склоняло к музыке. Костя случайно встретил товарища, который шел на репетицию ансамбля, где играли его друзья. У них как раз не хватало клавишника, им и стал Костя. Если бы он не встретил в то место и время того парня, то могло бы ничего и не случиться, представляете? И как после этого не верить в провидение, в судьбу? Потом Костя начал придумывать музыку, мы начали её играть на студенческих вечерах. Наша самодельная магнитофонная запись попала в группу Диалог. Это тогда уже были люди профессиональные, игравшие много лет. Ким Брейтбург тогда был таким рокером с длинными волосами, я не поверил бы тогда, что Ким будет таким солидным, как сейчас. И они пригласили нас вместе поработать, Киму показалось, что мой голос похож на Джона Андерсона (John Anderson), мы такими категориями тогда мыслили.

И вот, начали делать музыку, хотя сразу у нас совместная работа не получалась. Но потом мы всё же записали профессионально наш альбом «Осенний крик ястреба», там есть и песни Кости, и Кима. А потом сделали рок-сюиту «Посередине мира» на стихи Тарковского. Этой работой я горжусь. Мы умудрялись на восьмиканальный магнитофон записывать восемь же голосов и кучу инструментов. Например, я пел свою партию, пока одна дорожка переписывалась на другую. Это было классное время, когда мы только творили, было чистое творчество. После наступил момент, когда Диалог, прошедший за годы несколько периодов популярности и известности, подрастерял в рвении и желании развиваться дальше. Вот тогда мы и подумали с Костей, что пора что-то делать самим. Мы сидели в далеком городе Николаеве и клепали песни, живя в студенческом общежитии. Ким долгое время у нас саундпродюсером, потом, когда мы уже переехали в Москву, Костя поднаторел в процессе записи и сведения, тоже ведь очень серьезная работа… Со временем он превратился в такого универсального продюсера, который и сочиняет музыку, и знает, как она должна звучать, и может её так записать. И даже в съемках клипов принимает участие.

Напоследок, что вы можете посоветовать современному начинающему музыканту. Есть какой-то рецепт попадания «на волну» шоу-бизнеса?

— Советовать можно сколько угодно. Но любой совет, и даже мой большой опыт, который я могу как-то применить, касается только формы, но не содержания. Я могу сказать как обращаться к зрителю, провести какую-то рекламную кампанию, и так далее. Но, в первую очередь, меня должно «цепануть». Должно быть нечто интересное, из ряда вон, «ох, ни фига себе». В своё время меня так «зацепил» Витас, когда он с «Оперой» вышел — это настолько было необычно. Потом его как то увело в «Песни моей мамы», а скорее песни моей бабушки, он ушел во вторичность. Он был первичен в своей «фишке», ни на кого не похож. Если он это прочитает, он может обидеться на меня, но это истинная правда. Витас может по-прежнему зарабатывать деньги, но мне, как слушателю, он совсем неинтересен. И я не знаю, сможет ли он что-нибудь сделать впредь, потому что для прежней оригинальности ему нужно от всего достигнутого отказаться. Кто-то, впрочем, может сказать то же самое обо мне. Ведь всё, что ты делаешь из года в год, как бы это хорошо не было, по отношению к самому себе со временем становится вторичным. Так что никаких советов молодым дать не могу. Могу сказать одно — должна быть музыка, мысль, рвение и желание что-то в этом мире изменить, и кому-то что-то доказать. Некий подростковый максимализм. Если этого нет, то ничего не получится. Просто иметь цель быстро стать известным, красивым, богатым и успешным человеком ни к чему не приведёт.

Для последнего лучше не в музыку идти.

— (Смеется) Да уж, так и есть.

 

P.S. Тут вы спросите, а где же обещанные оммажи Pink Floyd и прочим? Как ко многим долгоиграющим пластинкам прилагаются бонус-треки, так и к нашему долгоиграющему интервью прилагается бонус «из невошедшего». Скажем так, deluxe-версия интервью. И здесь, как раз, Валерий делится своими мыслями и эмоциями по поводу признанных грандов и развития поп-музыки в целом.

О Pink Floyd

Мы настолько много музыки послушали и впитали в себя, что нам хотелось что-то сделать на том же уровне – Genesis, Abba, Uriah Heep… На Pink Floyd мы даже не замахивались, хотя всегда любили, — это такая мощная. крупная форма, как у них это не получилось ни у кого. Я вот сейчас купил несколько дисков прог-рока — сложнячок такой… Но у Pink Floyd это было в такую форму обращено, что можно было слушать и чувствовать всем телом, всем мозгом мелодии и гармонии. Кто-то мне сказал, что у них очень простая музыка. Черт его знает, может, с музыкальной точки зрения — это действительно несложный набор аккордов, но это никогда не казалось простым. Даже сейчас, когда я являюсь музыкантом профессиональным, я никогда с этим не соглашусь…

О Genesis

…Многие считают, что без Питера Гэбриэла (Peter Gabriel) Genesis перестали существовать. А по мне, без Гэбриэла — как раз любимое время. Люблю отдельно сольного Питера и Genesis с Коллинзом (Phil Collins) — наступили 80-е, которые сделали музыку по форме проще, хотя многие арт-роковые правила сохранялись, но такое вкусное звучание у них было…

О тенденциях в мировой поп-музыке

…Я как-то летал одной авиакомпанией, там в кресле переднего сидения был встроен медаиплейер с огромной базой информации – музыка, фильмы… Я растерялся и не понимал, что слушать. Нашёл сборник из номеров 1 английского хит-парада с конца 50-х по сегодняшний день. И, я вам скажу, что 60-70-80-е это бомба. 90-е – музыка есть, но мало нового в стилистике. В нулевых уже лучшее, что возможно — хорошо повторить уже сделанное. Вот пишут про группу Hurts — хорошая команда, я видел их концерт… Живьем немного скучновато, конечно, но молодцы — это хорошее, правильное продолжение восьмидесятых. Звуки правильно выбраны, стилистика — супер. Правда, Depeche Mode играли с подобной же патетикой, но от них пёрло энергией, а от этих ещё нет. Если они продержатся ещё немножко — вполне могут. Или вот Modjo — группа, которая была 10 лет назад. Такой шикарный сингл «Lady» — дико жалко, что они раз, и исчезли. Было время, я не мог даже их диск найти. Есть ощущение, что их по каким-то контрактным причинам «закрыли», очень жаль, что эта группа не смогла пробиться…

О Брайане Ферри

…Однажды я был на концерте Брайана Ферри (Bryan Ferry). Очень его люблю, возможно, я от него взял элементы стиля — этот пиджак, костюм, когда в нашей стране никто костюмы и пиджаки не одевал, в 90-х же было всё яркое, пышное. А Ферри и Роберт Палмер (Robert Palmer) были одеты в классические костюмы, но были с таким чертом в глазах, что им не надо было ни спецэффектов, ни балетов, ничего. Потому что достаточно было личности. Я мечтал оказаться в подобной категории артистов. И, возможно, нечто близкое к этому у меня и получилось.