Главная » Пресса » 2014 » Брат. Интервью с Валерием Меладзе

Брат. Интервью с Валерием Меладзе

Пожалуй, дуэта, подобного этому, нет на всей необъятной постсоветской эстраде. Братья Меладзе который десяток лет олицетворяют собой потрясающий творческий тандем с четким распределением ролей: Константин Меладзе пишет песни, а Валерий Меладзе ездит на гастроли, собирает аншлаги и дает интервью за обоих.

Формулировали ли вы когда-нибудь принципы своего творчества?

— Непростой вопрос. Недавно Костя написал мне песню и впервые оказалось, что эта песня не очень мне подходит. Я не могу почувствовать ее своей. Оказалось так, что с возрастом приоритеты меняются. Так, если бы Костя предложил мне сейчас песню «Девушка из высшего общества», я бы, возможно, сказал, что это не совсем для меня. Я уже стал немножко седым, ответственность немного другая.

Что ж теперь петь про «дедушек из высшего общества»?

— Нет, но хочется чего-то более серьезного, насыщенного большими смыслами. Хотя в 28 лет Костя написал песню «Поздняя любовь», которую я пел тогда, пою сейчас, буду петь через пять лет и когда угодно. И многие другие песни, сделанные нами в молодости, взрослые люди воспринимали как свои, говорили: «Это про нас!»

Что такое для вас чарты, рейтинги?

— Вы знаете, сейчас мне это абсолютно безразлично. В 2013 году я получил «Лучшего певца» на RuTV и «Лучший дуэт» на МузТВ. Я даже не ожидал. Мы специально для призов никаких усилий не прикладывали. Делаем музыку и делаем… Сейчас такое время сумасшедшее, что проплачивается все — рейтинги, места, призы… И вдруг мне дают такую премию, за которую они, в принципе, могли бы получить хорошие деньги…

Значит не все проплачивается.

— Выходит, что так. Видимо, для рейтингов нужны какие-то артисты с именами.

Это противостояние «шоу-бизнес vs культура»… Как вы к нему относитесь?

— Раньше меня это очень сильно раздражало. Я воспринимал, как личное оскорбление, когда на сцену, на экран вылезала какая-то пошлая команда или артист, когда с помощью денег раскручивались люди, которые… Вы понимаете, любой профессионал должен делать свое дело лучше, чем простой человек с улицы. А сейчас 80 процентов артистов поют так же как случайные прохожие. А иногда на улице человек может спеть даже лучше. Раньше меня это сильно раздражало. Сейчас я понял, что единственное, что мы можем противопоставить — это продолжать делать свою музыку. И мне кажется, что нам удалось значительно оторваться от всех остальных — от тех, кто идет за нами. И дело не во вкусе, дело в опыте. Чтобы приблизиться к нам, они должны этот опыт еще наработать. И еще, чтобы ко мне приблизиться, нужно, чтобы у них был бы такой брат, как у меня, — который пишет такую музыку. Он очень многих артистов сделал популярными, богатыми, счастливыми. А сам совсем этим не пользуется. Просто пишет музыку и это ему нравится.

У вас очень плотный гастрольный график. Когда же творите, если безостановочные переезды?

— С сентября до декабря период действительно очень насыщенный, но январь и полфевраля — время отдыха… А вообще творит-то мой брат. У нас четкое разделение: я плотно работаю на гастролях, а Костя плотно работает в студии.

Другим композиторам вы вообще шансов не оставляете?

— Я бы дал им шанс, если бы они могли придумать нечто подобное тому, что что пишет Константин Меладзе.

Предлагают?

— Конечно. Раньше предлагали много и обижались, когда я отказывался. Теперь предлагают меньше, но и обижаются меньше.

Привыкли.

— Наверно, да. А потом знаете, может быть, в этом и есть секрет успеха, когда я знаю свои слабые и сильные стороны. Мне очень часто, например, предлагали принять участие в концертах памяти Владимира Высоцкого. Я очень его уважаю, это была Личность! Но я никогда в жизни не смогу петь так, как он. Лишь два человека, на мой взгляд, по импульсивности могут выдать что-то похожее на Высоцкого — это Гарик Сукачев и Григорий Лепс. Я пою совершенно в другом стиле. И, поверьте, если бы я взялся за это, я бы выглядел бы не очень хорошо. А я не должен выглядеть не очень хорошо. Я должен делать свое дело хорошо! Все артисты берутся за все: и в «боксе» снимаются, и с вышек прыгают, и на острова ездят. Мне этого не надо. Я должен делать лишь то, что умею хорошо.

А что вы еще умеете делать хорошо?

— Хорошо умею готовить, покушать умею хорошо (смеется). Хорошо умею за столом посидеть поговорить. Застолье ведь это целый ритуал! Во многом воспитание я получил благодаря тому, что у моих родных были частые застолья. Ведь тост — это важно. Когда поднимают тост за родителей и от души, прочувствованно говорят, что родители нам дали самое главное — жизнь — остального мы должны добиться сами, это имеет важное воспитательное значение. Люди не просто пьют, а вкладывают в это глубокий смысл! Правильно пить — тоже надо уметь.

А по первой профессии вы вообще инженер…

— Да, я этому учился и хорошо разбираюсь в технике. Особенно я разбираюсь во всем, что касается воды, ведь я писал кандидатскую по глубокой очистке воды. Сейчас нередко говорят, что вода может кончиться, что надо пить то ли «мертвую», то ли «живую» воду, я считаю, что это либо профанация, либо теория заговора, придуманная для того, чтобы напугать людей. В 1985 году я готовился к поступлению в аспирантуру и тогда мне предлагали взяться за альтернативные источники энергии. Ибо считалось, что нефть и газ закончатся в ближайшие 30 лет. И что? Прошли десятилетия, а нефть и газ не кончаются. Тому примером ваш Азербайджан. Вероятно потому, что здесь правильно распоряжаются деньгами, получаемыми за нефть. Баку — невероятно красивый город, видно, что он строится с любовью, видно, что здесь есть общая концепция, здесь не пытаются точечно втыкать здания для быстрого заработка. Это чувствуется, это восхищает.

Людей, убеленных сединами, на Востоке зовут аксакалами и ожидают от них некоей мудрости. Какой лучший совет вы получали?

— Когда-то я дал себе слово никогда ни о чем не жалеть, даже если сделаю откровенную глупость. Тем более если ничего невозможно исправить. Таков и мой брат Костя. Он никогда не возвращается к тому, что сделал когда-то. Иной раз я говорю ему: «Помнишь, ты написал хорошую песню в таком-то году, давай ее по-новому обработаем?», он отвечает: «Нет, время изменилось, я лучше напишу что-нибудь новое. Нужно идти вперед». Действительно в этом есть важная мудрость. Но и забывать о том, что было, тоже нельзя. Будущее зиждется на прошлом.