Главная » Пресса » 2016 » Валерий Меладзе: Любовь меня вдохновляет!

Валерий Меладзе: Любовь меня вдохновляет!

В этот удивительно солнечный весенний день нам предстояла встреча с одним из самых востребованных мужчин российской эстрады, Валерием Меладзе. Придя на съемку за 15 минут до начала и поразив нашу команду своей пунктуальностью, Валерий задавал этот позитивный тон до самого завершения встречи. Вон он, истинный мужчина: учтивый, вежливый, внимательный, поднимающий всем настроение.

Любовь и творчество — как они взаимосвязаны для вас? Дает ли вам любовь энергию полета души и самовыражения на сцене?

— Да, конечно. Они прямо взаимосвязаны. Я действительно очень люблю жизнь, и любовь действительно меня вдохновляет. Именно любовь всегда являлась тем мотиватором, источником энергии, движущей силой. Даже когда я еще не занимался творчеством. Впервые я влюбился в детском саду, потому влюблялся в школе. Это чувство окрыляло, я носился, бегал, был полон сил. В более старшем возрасте эта энергия выражалась в желании общения с девушкой, в стремлении что-то рассказать, донести. И конечно, любовь вдохновляет на творчество, заставляет творить.

Какие песни вас вдохновляют и доставляют наибольшее удовольствие — радостные или печальные, если ли песня, которая особенно вам близка?

— Все песни, в первую очередь проживает их автор, Костя, мой брат. Но когда Костя пишет, он думает обо мне. Он хорошо меня знает и понимает, и поэтому мне легко проживать все песни, они мне подходят. Конечно, есть особенные. Например, есть песня «Посредине лета». Совершенно необыкновенная, она воплощает какой-то идеал, мечту о лете… Однажды мы были в Ялте, это было лет 15 назад. Тогда уже был определенный успех, популярность, достигнут определенный уровень. Там был ресторан, который выходил на воду, и через окно открывался очень живописный вид. Свет луны ложился дорожкой на воду, звезды сияли. И я увидел пару влюбленных на пирсе. Они так страстно обнимались. В тот момент мне показалось, что у них есть что-то потрясающе ценное. Это чувство, эта красота и романтика вокруг них… Вот это по-настоящему дорого.

Совершенно другая песня — «Ночь накануне Рождества». Мы все обычно ругаем зиму. Но зима приносит нам два замечательных праздника — Новый год и Рождество. Рождество дарит особое ощущение сказки и желание чудес. Я, знаете, хочу верить в том, что если подойти к Деду Морозу, загадать желание, постоять рядом с ним, то любое желание исполнится.

Какую музыку вы слушаете сами? Какой вкус стараетесь привить своим детям?

— Я люблю слушать музыку, делаю это очень часто. Как ни странно, люблю слушать музыку, которую пишет мой брат. Будь то песни, написанные им для других артистов или для кино. Недавно он написал музыку для балета («Великий Гэтсби» — ред.). Она просто завораживает.

Я люблю хорошую музыку 70-80-х годов. Например, такие известные группы, как Uriah Heep, Manowar… Она отличается неподдельной искренностью, открытостью, мелодичностью. Пожалуй, тогда вся музыка была хорошей. Я постоянно слушаю и современную музыку. Это необходимо, чтобы знать и понимать тренды, что нравится людям. И могу сказать, что сейчас мы снова возвращаемся к мелодичным композициям, более живым.

Детям ничего не прививаю. Я считаю, что это бесполезно, это что-то врожденное. Вкус ведь либо есть, либо нет. Это касается не только музыки: так же вкус в одежде и вообще вкус к жизни. Но мне приятно, что мои дети часто сами для меня открывают что-то новое, чего я не знал. И мне нравится, в каком направлении развивается их вкус. Например, недавно они попросили у меня билеты на концерт Леонида Агутина. Я с радостью их достал. Кстати, считаю, что Леонид Агутин и Анжелика Варум на сегодня имеют огромный потенциал и очень интересны. Они большие молодцы.

Кем вы мечтали быть в детстве?

— У нас проводились уроки профориентации. Сейчас это не практикуется. Но я скажу, что ни в том, ни в другом смысла нет. Все равно каждый ребенок определяется сам, причем далеко не сразу. Иногда полжизни должно пройти, чтобы человек понял, чем он хочет заниматься.

Меня интересовала вся техника, я по натуре технарь. Я занимался радиотехникой и авиамодельным спортом. Мне нравилось и то, и другое. И в принципе, я думал, что пойду или в том направлении, или в другом. Мне было бы интересно все, чем бы ни занимался. Но потом так получилось, что я пошел в кораблестроительный институт. По идее, самолет и корабль очень похожие конструкции. У самолета, правда, крылья есть, а у корабля нет. Тем не менее это мореплавание, это воздухоплавание, и конструкции корабля и самолета по своей сути очень похожи. И потом: и там и там много электроники.

В принципе, я мог заниматься чем угодно. Но в итоге я стал музыкантом, что меня очень радует. Это моя судьба, моя жизнь, мое любимое дело. Но при всем при этом я очень интересуюсь техникой. Она мне нравится, мне интересно во всем разбираться, узнавать, какие есть новинки. У меня же технический склад ума.

Я смотрю по моим детям, они проявляют разные способности, но мне кажется, что они все еще в поиске. И даже старшая дочка, хотя у нее уже два образования. Человек должен заниматься любимым делом. Человек должен кайфовать от своей работы! Ему должно быть интересно. Или он должен быть такой многогранной личностью, что ему вообще все интересно в жизни, или он должен найти себя в любимом деле. Я всегда завидовал людям, у которых хобби есть. У меня никакого хобби нет. Может быть, потому, что моя работа и есть мое любимое дело и то, что мне интересно, на что я готов тратить все свое время.

Триумф карьеры исполнителя — каким вы его видите?

— Он может быть разным в зависимости от восприятия. От возраста, восприятия мира. Всегда удобнее наблюдать со стороны за чьим-то триумфом. Но гораздо приятнее быть внутри этого процесса самому (смеется).

Когда года через полтора после моего приезда в Москву меня стали узнавать и я стал получать какие-то премии, я к этому особенно не был готов. Мы с Костей поехали на первые гастроли, сначала это был юг России, потом Сибирь. И вдруг мы обнаружили, что везде играют наши песни: в поезде, в ресторанах. Мы приехали на какую-то пристань на Байкале, нас привезли туда показать красоты. И на этой пристани одинокой, где нет людей, вдруг играет наша песня. Мы были не то что в восторге — в полном недоумении, в поросячьем восторге. Мы поверить не могли, как же так совпадает, что и там наша песня звучит, и там, и там. А это был период, когда, оказывается, мы вдруг стали популярны, наша музыка стала популярна. Но мы своим сознанием это не могли в полной мере принять и понять, мы не были даже к этому готовы. Мы все равно в сознании своем был провинциальными мальчишками, которым всегда не хватало удобств, денег. Ни квартиры, ни машин — ничего у нас тогда не было, абсолютно ничего, никакой атрибутики не то что звезд, а просто средних артистов, у нас вообще не было. А музыка наша уже везде звучала, уже была популярность. И мы никогда над материальными благами не задумывалась, мы понимали, что это здорово, если все есть. Но понимали, что когда-то, может быть, оно придет. А пока этого всего нет, мы занимаемся спокойно любимым делом.

Любимым делом можно заниматься, поверьте, и без машины и без квартиры или с машиной и квартирой и с чем угодно. Главное — иметь правильное душевное состояние. Потом мы несколько раз еще подтверждали свою артистическую состоятельность и несколько раз приходили к малым и большим триумфам. Какие-то награды, более значимые, менее значимые. Костя, например, каждый раз, после того как в конце каждого года его артисты, которых он продюсирует, в том числе и я, получаем некий ряд наград и премий, впадает в депрессию. Наверное, это чувство ответственности или ощущение прочитанной, перевернутой страницы, не знаю, в этом трудно разобраться. Я только последний год или два максимум стал совершенно спокойно переживать все эти новогодние съемки, передачи и показы этих передач. У меня тоже наступило вдруг некое состояние ужасного недовольства собой, опять какие-то сомнения. Удивительно. Нет, радость, безусловно, есть, но она вторична, а первично ощущение неуверенности, потом ответственности, что нужно это все дальше опять подтверждать. А потом, когда это все проходит, наступает опять такое очень важное состояние — желание работать и двигаться дальше. Куча планов, целей. И это здорово. Без этого любой человек не должен жить, а артист и подавно. Артист должен обязательно иметь какие-то планы, малые, большие, какие-то цели, к которым надо идти, ради которых стоит жить.

В чем, на ваз взгляд, секрет успешного общения с публикой со сцены? Каждый раз вы будто рассказываете трогательную историю. Легко ли вам переживать ее снова и снова?

— В вашем вопросе уже есть ответ. Каждый раз это нужно заново проживать. Это новый день твоей жизни. Не может быть сотый концерт за год: «Как мне все это надоело». Нет, никогда не должно быть такого состояния. Ты каждый раз должен заново это переживать. Потому что эти люди увидели тебя первый раз.

Есть люди, которых действительно я часто вижу на своих концертах. Им нравится, я не знаю, по близлежащим городам ездить, это небольшая группа людей, многих я уже знаю в лицо. Но большая часть зрителей меня видит, может быть, единственный раз в жизни, первый раз в жизни, может быть второй-третий, но не больше. И они это все каждый раз переживают заново, и ты должен это все заново пережить вместе с ними, каждую историю.

Так как это мое любимое дело, так как это те песни, которые я выбрал из всей той огромной массы, которую Костя написал мне и которые мне очень нравятся, которые я люблю, я могу их пережить заново. Потому что это новый день, это новые зрители, это новая обстановка и это происходит.

Более того, я открою один маленький секрет. Где-то, наверное, в самом начале или в середине первой песни, максимум на второй-третьей песня я входу в некое состояние, которые не зависит ни от моего настроения, ни от физического состояния. Это какой-то действо, частью которого становлюсь я. И я уже просто часть его. Не я его делаю, а оно происходит, поэтому получается все это проживать, как в первый раз. А потому все равно параллельно идут какие-то мысли. Если я вдруг начну думать о том, какое слово мне дальше спеть, я запнусь и забуду его. Ты находишься в каком-то таком состоянии, которого в жизни практически не бывает. Это другое ощущение. Ты не думаешь о том, какое слово ты будешь петь дальше, ты не думаешь, о том, как твои руки, ноги должны двигаться. Даже что ты будешь говорить после очередной песни. Бывает, я повторяюсь, а бывает, что говорю совершенно новые вещи между песнями.

Важно ли для вас следить за модой, находится в тренде? Чем вы руководствуетесь в выборе одежды? Какие предпочитаете бренды одежды, есть ли любимые дизайнеры?

— Обязательно. Это очень важно. Но это важнее даже скорее в обычной жизни. В обычной жизни я люблю одеваться удобно. Иногда модная одежда не так удобна. Более спортивный стиль я предпочитаю, потому что мне нужно много носиться в течение дня, садиться в машину, выходить из машины. Если это гастроли, то, понятное дело, мы все время куда-то едем, в каких-то автобусах туровых. Это все равно должно быть удобно. Но при всем при этом ни в коем случае нельзя распускаться. На артиста все равно смотрят, он человек публичный и всегда должен быть в форме. Если ты выбрал такую профессию, то должен делать прилично все, за что берешься. Иначе это быстро кончается.

Что касается сценическое одежды, то я достаточно консервативен. Я многие-многие годы ношу костюмы одной фирмы. Это Франческо Смальто. У них поменялся дизайнер, и вот это классическую линию все сложнее найти. Есть такие магазины, один в Киеве, есть основной в Каннах. И я там бываю раз в год. Покупаю сразу несколько костюмов. Во-первых, они очень практичные, выносят многократные концерты, химчистки, складывание сырого костюма в кофр, потом разглаживание на следующий день. И опять как новые. К сожалению, не все, даже дорогие, фирмы выдерживают это. И потом, Смальто для крупных мужчин очень удобен, он делает правильную форму и держит ее. Ну а потом, когда мужчина надевает классический костюм, очень трудно из него вылезти, потому что он очень подтягивает и обязывает мужчину. Я очень хочу перейти, скажем, на кэжуал-стиль, чтобы выходить на сцену. Скажем, если бы у меня было больше работы в клубах, то, конечно, я бы носил джинсы и пиджак. Но так как в основном я все-таки работаю на сцене больших концертных залов, это, конечно, обязывает. И зрители приходят ко мне всегда красивые, хорошо одетые. Это праздник — и для них, и для меня.